21:42 

Античные залы Эрмитажа.

Lada Salem
что происходит
Отдел античного мира, один из самых значительных в Эрмитаже, был создан почти одновременно с Новым

Эрмитажем. Но с античностью Россию познакомил Петр Великий. Посланные им в Италию комиссионеры приобретали античные статуи для украшения дворцов и садов Петербурга. Так, в Риме была куплена знаменитая "Венус" (статуя Венеры), прекрасная эллинистическая копия "Афродиты Книдской" Праксителя. Начало коллекции античных памятников Эрмитажа было положено императрицей Екатериной II. В 1785 году она приобрела коллекцию скульптуры директора Британского банка Д.Лайд Брауна, большую часть которой составляли античные произведения. Правда, античные статуи в Эрмитаже держались при Екатерине недолго, многие из них были переданы в пригородные резиденции для украшения дворцов и парков и вернулись в Эрмитаж только в XIX веке. Главным увлечением Екатерины II были античные резные камни - геммы, камеи. Самое ее значительное приобретение - купленная в 1787 году в Париже коллекция герцога Луи-Филиппа Орлеанского - одно из самых прославленных европейских собраний: около 1500 гемм. Более 10 000 гемм, собранных Екатериной II, и сегодня делают эрмитажную коллекцию античных резных камней одной из самых лучших в мире. Жемчужиной этой коллекции стала знаменитая камея Гонзага.
Позже, в поисках античных памятников Николай I обращается к Италии. Было куплено свыше тысячи античных ваз, множество бронз и терракот. В конце 1840-х годов, по распоряжению императора, в Италии была создана "Археологическая комиссия по приисканию древностей". Во главе ее был поставлен С.А.Гедеонов, будущий первый директор Эрмитажа, которому удалось сделать ценные приобретения. Николаи 1 даже приобрел в Риме участок земли на Палатинском холме, чтобы организовать там археологические раскопки. Правда, потом он уступил этот участок папе Пию IX в обмен на несколько статуй из папских коллекций. Большим вкладом в собрание античного искусства стали покупки в Петербурге. Самая удачная из них -знаменитый "музей древностей" графа И.С.Лаваля, купленный после долгих переговоров с ним непосредственно перед открытием Нового Эрмитажа в 1852 году. В его состав входили 54 скульптуры, среди них такие шедевры, как портретные бюсты Гая Цезаря и Клодия Бальбина, более 200 ваз, художественная бронза и утварь.
Однако главное приобретение античных памятников для Эрмитажа состоялось уже после смерти Николая I: в 1861 году в Риме была куплена коллекция итальянского собирателя маркиза Д.Кампаны. Разоренный непомерными расходами на коллекционирование, он был приговорен к изгнанию из Рима и к конфискации имущества. Коллекцию маркиза назначили к распродаже, но папские власти разрешили директору Императорского Эрмитажа С.А.Гедеонову произвести отбор и покупку вещей до аукциона. Лучшее из античного собрания Кампаны попало в Эрмитаж: около 100 скульптур, в том числе статуи девяти муз, император Август на троне, колоссальная статуя Зевса с виллы императора Домициана, более 500 греческих и италийских ваз, этрусские древности.


Знаток и почитатель античности, Лео фон Кленце в своем проекте Нового Эрмитажа опирался на традиции

древнегреческой архитектуры: простые и четкие формы, гладкие стены, прорезанные прямоугольными окнами,

скупость украшений напоминают о величественных и строгих храмах Древней Греции. Храмом Искусств должен

был стать и Новый Эрмитаж. Фасад здания украсили эмблемы искусств и статуи знаменитых художников. Вход

в "жилище муз" охраняли атланты: десять гранитных статуи, поддерживающих своды портика. Они были

исполнены в мастерской петербургского скульптора А.И.Теребенева по рисунку, на котором Кленце

изобразил статуи античного храма на Сицилии.


По первоначальному замыслу архитектора Лео фон Кленце зал должен был стать главным вестибюлем

императорского Нового Эрмитажа. Перекрытый сводом с лепным декором, зал украшен арочными лоджиями и

колоннами белого мрамора. Стены облицованы искусственным мрамором, до возведения которых в зале была

установлена Колыванская ваза из яшмы высотой 2,57 м. и весом 19 т. (арх. А.И. Мельников, 1843 г.,

Колыванская фабрика). Здесь представлены памятники эпохи императоров Траяна и Адриана (конец I - II

в.) - часть великолепного собрания римского скульптурного портрета.
Портрет римлянина (нач. 2 в.)
Бюст ликтора (нач. 2в.)
Портрет Антиноя-Диониса (вторая четв. 2 в.)


Двадцатиколонный зал.
Два ряда монолитных колонн из сердобольского гранита, определившие современное название зала, делят

его на три части. Капители колонн, перекрытия и стены покрыты росписью, мотивы которой восходят к

декору античных ваз. Пол был сделан из каменной мозаики на Петергофской гранильной фабрике, в

подражание античной традиции. Двадцатиколонный зал Нового Эрмитажа предназначался по проекту Лео фон

Кленце для выставки греко-этрусских ваз, представленных в шкафах из карельской березы с инкрустацией

из амаранта. В зале расположена коллекция искусства Древней Италии конца IX - II в. до н.э.
Возлежащий юноша. Пеплохранилище (нач. 4 в до н.э.)
Гидрия. "Царица ваз" (4 в. до н.э.)


Зал Августа.
Великолепный интерьер "Кабинета скульптуры" включает экспозицию памятников эпохи поздней републики и

ранней империи (I в. до н.э. - I в. н.э) - одного из самых блестящих периодов в истории искусства

Древнего Рима. Коллекция скульптурного портрета представлена галереей образов правителей Рима -

Октавиана Августа и членов его семьи, императоров Тиберия и Нерона. Среди ранних произведений

выделяются бронзовый "Портрет римлянина" и "Парный портрет" - надгробная плита с изображением братьев.

В зале можно увидеть портретные геммы, а также предметы прикладного искусства.
Статуя императора Октавиана Августа в образе Юпитера (Первая половина I в.)
Портрет римлянина (Последняя четверть I в. до н.э.)


Зал культуры и искусства эпохи эллинизма
Портреты Птолемея II и Арсинои II (камея Гонзага) III в. до н.э.
Афродита с Эротом II в.
Этот зал Нового Эрмитажа первоначально предназначался для выставки древностей Боспора Киммерийского.

Стены и пилоны зала отделаны стюком (искусственным мрамором), потолок расписан орнаментальным узором.

В экспозиции представлены произведения скульптуры (римские повторения с греческих оригиналов), мелкой

бронзовой и терракотовой пластики, керамики и ювелирного искусства эпохи эллинизма (IV-I вв. до н.э.).

Особого внимания заслуживает коллекция танагрских терракотовых статуэток, а также часть богатейшего

собрания резных камней, в числе которых знаменитая "Камея Гонзага".


Зал культуры и искусства античных народов Северного Причерноморья
Зал предназначался первоначально для одной из библиотек Нового Эрмитажа. Его своды, люнеты и арки

украшены росписью. Экспонаты отражают своеобразие оригинальной культуры Северного Причерноморья.

Основная часть античных памятников была найдена при археологических раскопках греческих городов VII в.

до н.э. - IV в. н.э., и в первую очередь, курганных и грунтовых некрополей. В зале представлены

саркофаги художественного исполнения, образцы подлинной греческой скульптуры, изделия из серебра и

стекла. Внимание посетителей привлекают гидрия со сценой "Спор Афины с Посейдоном", сосуды мастера

Ксенофанта, а также фигурные сосуды из некрополя Фанагории.
Гидрия: "Спор Афины с Посейдоном" (Последняя четверть IV в. до н.э. )
Лекиф в виде сфинкса (Первая четверть IV в. до н.э.)
Роспись саркофага: "Мастерская художника" (Конец I в.)


Зал Геракла.
По проекту Лео фон Кленце в этом зале должна была расположиться библиотека иностранной литературы

Нового Эрмитажа. Современное название зала определили выставленные здесь многочисленные статуи

Геракла. Экспозиция посвящена искусству Древней Греции периода поздней классики (IV в. до н.э.). О

творчестве знаменитых скульпторов этой эпохи - Праксителя, Скопаса и Лисиппа - дают представление

копии римского времени. На выставке можно увидеть и портреты - знаменитого греческого философа Сократа

(с оригинала Лисиппа) и политического деятеля Демосфена (с оригинала Полиевкта).
Эрот, натягивающий лук (II в.)
Портрет Сократа(II в.)


Зал искусства эпохи классики.
В этом зале Лео фон Кленце предполагал разместить одну из библиотек императорского музея. Стены зала

отделаны стюком (искусственным мрамором) и украшены орнаментальной росписью, колонны выполнены из

красного финляндского гранита. В зале представлены римские повторения произведений греческой

скульптуры второй половины V - начала IV в. до н.э. Среди этих работ выделяется рельеф "Гибель детей

Ниобы", композиция которого навеяна декором трона знаменитой статуи Зевса Олимпийского работы Фидия.

Часть экспозиции составляют греческие вазы второй половины VI - V вв. до н.э.
Кратер (Мастер Триптолема)
Гидрия (Мастер группы Леагра)


Зал Афины.
Зал с шестью монолитными колоннами сердобольского гранита предназначался для одной из библиотек музея.

Пол зала украшает мозаика VI в. из христианской базилики, найденная при раскопках Херсонеса в 1853 г.

Экспозиция посвящена искусству Древней Греции периода высокой классики (V в. до н.э.) О творчестве

великих ваятелей этой эпохи - Мирона, Поликлета, Фидия - дают представление копии римского времени. В

зале выставлены греческие памятники: краснофигурные вазы, надгробные рельефы и монеты.
Статуя Афины (II в.)
Голова Дорифора (Начало I в.)


Зал искусства архаики и ранней классики.
Зал предназначался для одной из библиотек музея. На стенах помещены медальоны с профилями философов

древности: Аристотеля, Платона, Цицерона. Экспозиция "Архаическая Греция. Древний Кипр" представляет

шедевры коллекции: расписные вазы древних Афин, Коринфа и городов Ионии, а также памятники XXVII-V вв.

до н.э. (каменные и глиняные сосуды, бронзовое литье, терракотовые статуэтки, резные камни и ювелирные

изделия). В зале выставлены произведения искусства древнего Кипра - вазы, терракотовые и каменные

статуэтки (кон. III тыс. - V в. до н. э.).
Гидрия (Мастер Антимена)
Кратер (Мастер из Альтамуры)
Псиктер (Евфроний)


Зал Диониса.
Зал Диониса в Новом Эрмитаже создан для выставки древней скульптуры. Его стены отделаны темно-красным

стюком (искусственным мрамором), на фоне которого эффектно выделяются мраморные статуи. Римская

декоративная скульптура, в основном повторявшая греческие образцы, некогда украшала сады, библиотеки,

галереи и портики. Название залу дала большая статуя Диониса (II в.) входившая в коллекцию императрицы

Екатерины II в Царском Селе. Особого внимания заслуживают статуи силена Марсия (вторая пол. III в. до

н.э.) и Афродиты - так называемой "Венеры Таврической" (II в.).
Афродита - богиня красоты и любви (Венера Таврическая) (II в.)
Дионис - бог вина и виноделия, покровитель растительных сил природы (II в.)


Античный дворик.
Этот зал Нового Эрмитажа предназначался для древней скульптуры. Его архитектура воспроизводит

внутренний дворик (атриум) богатого эллинистического или римского дома. Стены отделаны стюком

(искусственным мрамором); восемь колонн и два столба, поддерживающие балочное перекрытие, выполнены из

каррарского мрамора. Потолок украшен орнаментами по мотивам греческой живописи. В зале выставлены

произведения декоративной скульптуры эпохи эллинизма и римского времени. Небольшие статуи детей

представляют одну из распространенных тем декоративной скульптуры этого времени.
Эрот на дельфине. Фонтанная статуя (I в.)
Младенец Геракл, удушающий змей. Фонтанная статуя (I в.)
Герма "Геракл - Дионис" (I в. до н.э.)


Зал Юпитера открывает анфиладу парадных музейных залов с правой стороны от перехода, соединяющего

Зимний дворец и здание Нового Эрмитажа. На первом этаже Нового Эрмитажа расположились античные

собрания, а в Зале Юпитера была размещена античная скульптура, отобранная в соответствии с научными

взглядами второй половины XIX века. В отделке зала, как и всех помещений первого этажа Нового

Эрмитажа, широко использованы мотивы античной архитектуры. Зал напоминает роскошную базилику, обширное

пространство которой наполняют статуи и бюсты.
Эта идея - гармония архитектуры и экспозиции в едином художественном образе - лежала в основе

замысла создателя Нового Эрмитажа, баварского архитектора Лео фон Кленце, выдающегося мастера

музейного ансамбля, ученого, археолога, живописца, который разработал проект музея с учетом опыта

европейского музейного строительства XIX века.
Лео фон Кленце продумал все: темный (вишневый или глухо-зеленый, как в зале Юпитера) цвет

мягко отполированного искусственного мрамора стен эффектно оттеняет белый мрамор статуй; ряды стройных

керамических ваз заполняют шкафы из желтого дерева, расставленные под сенью гранитных колонн; даже

музейное оборудование (постаменты под скульптуру, витрины, шкафы, диваны и кресла для посетителей)

было исполнено в классическом "неогреческом" стиле по рисункам архитектора.
В оформлении потолка зала Юпитера - рельефные профильные портреты в медальонах, изображающих

знаменитых скульпторов - А. Канову, Б. Торвальдсена, Микеланджело.
Во время войны опустевшие залы античного искусства стали бомбоубежищем и для самоцветного

уральского камня, гранённого русскими мастерами, и для штабелей картин, которые в зале Юпитера

окружали постаменты эвакуированных богов и римских императоров. Архитектурное убранство зала после

реставрации, проведенной в 2005 году, сохранилось почти в неизменном виде. Зал перекрыт мощным

коробовым сводом, опирающимся на широкие пилястры.
Стены и пилястры облицованы зеленым искусственным мрамором (стюком), плинт отделан стюком

более темного оттенка. Облицовка исполнена мастером М. Коевым и скульптором А. Трискорни, внедрившими

новый метод изготовления искусственного мрамора на основе цемента, мраморной крошки и красящего

пигмента. Для отделки наличников дверей использован мрамор из Георгиевского зала Инженерного замка.

Своды декорированы лепниной. Пол выстлан плитами из итальянского мрамора под руководством А.

Трискорни.


В зале Юпитера Нового Эрмитажа много прекрасных скульптур. Юпитер - бог неба, дневного света,

грозы (его многочисленные эпитеты: "молниеносный", «небесный», " «громовержец», "дождливый",

"плодоносный», "смоковница", «тростник», «приносящий свет»), царь богов, отождествляющийся с греческим

Зевсом. Он считался гарантом верности клятве, хранителем границ, защитником свободы, был богом войны и

победы. В древнем Риме, подкрепляя свои клятвы, люди обращались к Юпитеру со словами: »Ей-богу» и это

выражение современно до сих пор.
Античная скульптура Юпитера помещенная в Зале, названном в его честь, прибыла из Италии в 1861 году,

когда строительство Нового Эрмитажа еще не было завершено. Статуя была установлена здесь на

специальном фундаменте. Этот памятник уникален как по своим размерам, так и по художественным

качествам. Эрмитажный Юпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира.

Монумент достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн.
Статуя была найдена во время археологических раскопок, проводимых Дженкинсом на вилле

императора Домициана в окрестностях Рима в конце XVIII века, и тогда же была предложена Екатерине II,

но императрица от покупки отказалась. Спустя почти сто лет, в 1861 году в Риме была куплена коллекция

итальянского собирателя маркиза Д.Кампаны. Разоренный непомерными расходами на коллекционирование, он

был приговорен к изгнанию из Рима и к конфискации имущества. Коллекцию маркиза назначили к распродаже,

но папские власти разрешили директору Императорского Эрмитажа С.А.Гедеонову произвести отбор и покупку

вещей до аукциона. Лучшее из античного собрания Кампаны, в том числе и статуя Юпитера, попало в

Эрмитаж. Скульптура Юпитера была создана римским мастером эпохи Флавиев (96-69 гг.).
Юпитер восседает на троне с атрибутом верховной власти в левой руке – скипетром. В правой руке

– фигурка богини победы – Виктории. Легкокрылая богиня танцует на протянутой руке своего покровителя,

своего божества. Орел, распластавший крылья у ног Юпитера рядом со скипетром, всем своим видом

говорит, что его полет так же грозен, как и удар скипетра, высекающего молнии.

@темы: Греция, Эрмитаж, античность, музеи, скульптура

URL
   

My Wonderful Madness

главная